Маразм и право

При составлении данной подборки документов нашими юристами использовалась правовая система Консультант плюс.

"О ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ, "ВИННОМ КРИЗИСЕ" И СУДЬБЕ МОЛДАВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ"
(С. Назария)
("Внешнеторговое право", 2007, N 1)

19.03.2007

"Внешнеторговое право", 2007, N 1

НАЗАРИЯ С.






О ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ, "ВИННОМ КРИЗИСЕ"
И СУДЬБЕ МОЛДАВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

С. НАЗАРИЯ



Назария С., руководитель Центра стратегического анализа и прогноза Республики Молдова, доктор политических наук.

За все годы независимости нашей страны в среде кишиневской оппозиционной националистической "элиты" высказывалась мысль о том, что Республике Молдова следует сменить внешнеполитический курс, подразумевая под этим фактический разрыв с Россией, выход из СНГ и полную переориентацию на Запад, вплоть до вступления в НАТО и Европейский союз. К сожалению, в последние два года данная однобокая линия под лозунгом "евроинтеграции" стала все более откровенно находить практическую реализацию в конкретной политике молдавского руководства.
Так, некоторые официальные лица нашей республики совершенно безответственно намекают в средствах массовой информации о возможном вступлении Молдовы в НАТО. Если это делается с целью давления на Россию для получения каких-либо уступок при решении вопросов двусторонних отношений - это абсолютно неразумно и контрпродуктивно. Этим уже достигнут лишь обратный результат, а наши отношения с Российской Федерацией значительно ухудшились.
Но если данная позиция отражает серьезные намерения молдавского руководства официально обратиться к НАТО с просьбой о вступлении в данную организацию, тогда это вступает в противоречие с коренными интересами Республики Молдова и ее граждан. В условиях теснейших отношений наших производителей и экспортеров с Россией для них будет попросту закрыт российский рынок, а стоимость российских энергоресурсов для нашей страны возрастет многократно. Это неимоверно осложнит и жизнь нашим гражданам, работающим в России, большинство которых будет попросту депортировано. К сожалению, именно это и происходит на протяжении последнего года, и самым губительным для молдавской экономики следствием такой политики явился так называемый "винный кризис", о чем еще пойдет речь ниже.
О мирном решении приднестровского вопроса в условиях провоцирования некоторыми официальными кругами Молдовы дальнейшего разрыва отношений с Россией также не может быть и речи. А развязывать с Российской Федерацией мировую войну из-за наших проблем - в мире нет сумасшедших. Кроме того, данную политику не поддерживает подавляющее большинство граждан Молдовы и фактически 100% голосовавших за ПКРМ. Заявления о возможном вступлении нашей страны в НАТО льют воду лишь на мельницу сторонников ликвидации Молдавского государства, типа Рошки, Павличенко, Петренко & Ко. Таким образом, представителям нынешней власти делать подобные заявления - означает рубить политический, экономический и социальный сук, на который опирается эта самая власть.
А данные последнего социологического опроса совершенно не являются показателем серьезной поддержки населения нынешней политики властей. Конечно, поддержка имеется, но, во-первых, лишь в условиях отсутствия реальной альтернативы ПКРМ. Любому здравомыслящему человеку ясно, что такая альтернатива рано или поздно появится, если власти и далее будут игнорировать чаяния своего электората, который геополитически настроен пророссийски. Во-вторых, не следует забывать, что массовую поддержку власти оказывают лишь пенсионеры. Но и эта поддержка может оказаться проблематичной, если в условиях углубляющегося "винного кризиса" и полного вытеснения нас с российского рынка резко уменьшатся поступления в бюджет.
В-третьих, и это самое главное и даже опасное для руководства республики, резко снизилось число людей среднего возраста, ранее оказывавших поддержку президенту и его курсу. Более того, те, кто его поддерживает сегодня среди данной категории граждан, в большинстве своем не те, кто составлял его социальную базу еще год назад, - за последний год произошло своеобразное смещение: в настоящее время внешнюю политику В. Воронина откровенно одобряют лишь русофобы и румыноунионисты. Среди граждан же среднего возраста, голосовавших за ПКРМ на выборах 2001 и 2005 гг., почти не осталось таких, которые сегодня поддерживали бы курс Воронина во внутренней и в особенности во внешней политике. И данная тенденция еще более четко проявляется в среде рядовых членов ПКРМ. Если властные структуры еще не поняли этого - тем хуже для них, так как правый националистический спектр электората - совсем ненадежная поддержка для партии власти.
Но даже если предположить, что мы все-таки вопреки здравому смыслу и воле большинства граждан вступим в Северо-атлантический альянс, возникает вопрос: зачем? На нас собирается напасть Гитлер, Чингисхан или Бен Ладен, и кроме НАТО нас некому защитить? Или, может быть, этим мы напугаем кого-либо в Кремле и там решат капитулировать? Таким вопросам нет конца. Ответы же очевидны. А никто не задавался вопросом: сколько с экономической точки зрения все это нам будет стоить? "Ответственным" лицам следовало бы в первую очередь над этим подумать.
Таким образом, подобные заявления лишь обостряют наши отношения с Россией, ничего не давая взамен, в том числе и в отношениях с Западом (который на данном этапе мало чем может нам помочь), ухудшают внешнеполитические позиции Молдовы, снижают авторитет власти в глазах ее сторонников. Они являются безответственными, контрпродуктивными и даже антигосударственными. Ни к чему, кроме как к ослаблению государства Республика Молдова, антироссийские заявления, декларации или даже намеки, сделанные высшими государственными функционерами, привести не могут. И следует отметить, что данная внешнеполитическая линия поведения уже достигла "серьезных результатов" - в настоящее время мы находимся на пороге экономического коллапса.
Однако следует вкратце остановиться и на столь часто упоминаемой "европейской интеграции" Республики Молдова, а затем вернуться к той конкретной ситуации, в которой оказалась наша страна за последний год. С чем трудно не согласиться, так это с тем, что у нас один стратегический курс - интеграция в Европу посредством сближения со всеми европейскими государствами. Однако нашим стратегическим партнером навсегда остается Россия. И в данном постулате нет ни малейшего внутреннего противоречия, так как РФ также является европейской державой, важнейшей стратегической целью которой остается евроинтеграция. Но не следует упрощать вещи: европейская интеграция нашей страны - это не однодневный акт, а длительный процесс, который может растянуться на десятилетия.
Что касается постановки некоторыми деятелями вопроса о скорейшей интеграции в европейские структуры, в первую очередь в ЕС и НАТО, то за этим скрывается реальное желание под данным лозунгом ликвидировать "искусственную" молдавскую государственность, присоединив "исконно румынскую провинцию Бессарабию к матери-родине Великой Румынии". В этом вся суть, хотя открыто далеко не все сторонники румыноунионизма имеют смелость признавать это. Но самое печальное, что таковые имеются и в окружении Президента.
В действительности "войти в Европу и НАТО" - это не взять чемоданы и перейти за речку. Пока нас туда никто не приглашает, и даже если пригласят, то для вхождения в эти структуры следует выполнить ряд условий, от которых мы пока далеки. А их выполнение в первую очередь является задачей внутренней, а не внешней политики. Кроме того, мы нейтральная страна, и вступление в какой-либо военный блок невозможно. Это не просто декларация, зафиксированная в Конституции, это воля подавляющего большинства наших граждан. Да с нами никто и не станет говорить об интеграции в европейские структуры, пока мы не выполним ряд условий: практически на порядок не увеличим ВВП на душу населения, не решим приднестровский вопрос (а это без помощи и посредничества Российской Федерации в принципе невозможно, даже в новых геополитических условиях), не конформируемся реально европейским ценностям.
Последнее, как представляется, и легче и труднее одновременно. Это значит, что мы должны привести свое законодательство в соответствие с европейским, что относительно несложно и недолго, хотя и не совсем просто. Посложнее принять, и не только декларативно, европейские гуманистические ценности и реально следовать им. Еще сложнее работать, хозяйствовать и организовывать свою жизнь по-европейски. Быть ответственными и исполнительными. Именно в этом главная сложность "вхождения в Европу", именно так мы должны "построить Европу у себя дома".
Новой Молдове следовало бы определить, что в опыте ее европейских соседей полезно для ее возрождения. Республика Молдова заинтересована в наращивании производства продукции обрабатывающих отраслей и в развитии экономики, предоставляющей современные услуги. Необходимо определить одно-два направления, в которых наша страна способна быть конкурентоспособной на мировом рынке, и акцентировать основное внимание на их развитии, а не настаивать на перманентной конфронтации с Россией и ее руководством. Настоящий этап молдавских экономических реформ нацелен на консолидацию институтов и принятие законов, которые будут содействовать эффективной работе рынков. Молдавская экономика нуждается в инвестициях для замены основных фондов и расширения инфраструктуры, и не следует забывать, что Россия является нашим главным инвестором. Инвестиции нужны для диверсификации и модернизации. В этом аспекте особо актуальным является усовершенствование нашего "экономического" законодательства и лучшим образцом для этого может послужить европейское законодательство.
Законы Европейского союза содействуют большей эффективности бизнеса, и здесь общие подходы к стандартам дали бы Молдове возможность доступа на потенциальный единый рынок. Преимущество сближения таможенного законодательства очевидно, так как снимаются торговые барьеры. Применение правил и дисциплины Европейского союза позволило бы обеспечить надлежащее функционирование любой будущей зоны свободной торговли или общего экономического пространства. Сближение нормативов в области финансовых услуг помогло бы создать стабильный молдавский финансовый рынок, что послужило бы стимулом для привлечения капитала и стабилизации потоков капиталов. Все это стало бы первым шагом на пути интеграции нашей страны в Европу, а экономическая интеграция, сопровождаемая нормативными реформами, содействовала бы экономическому росту Молдовы.
Однако все это, являясь первоочередной задачей внутренней политики, не только не противоречит, но и, наоборот, предполагает существование самых тесных партнерских отношений Молдовы с Россией. В ином случае как можно себе представить наш "коренной" внешнеполитический поворот спиной к России и после этого сохранение с ней всего комплекса экономических взаимоотношений? Ведь любому мало-мальски образованному и трезвомыслящему человеку ясно, что российских энергоресурсов на прежних условиях нам не видать (и события конца 2005 г. доказали это), что российский рынок для нас на нынешних условиях будет закрыт, от чего и Россия в какой-то степени пострадает, но в Молдове наступят полнейший экономический коллапс и развал государства. В этом контексте и речи быть не может о решении приднестровского вопроса. А что нам делать с несколькими сотнями тысяч наших граждан, работающих в России, которые будут немедленно выдворены в результате начавшегося "коренного разворота". Мало того что сотни тысяч людей останутся без работы и их семьи без средств к существованию, они пополнят армию бродяг, попрошаек и бандитов. Ведь это самый короткий и эффективный путь к развалу государства и столь "долгожданному объединению с родиной-матерью Romania Mare". Пусть в силу своих ограниченных способностей этого не понимает кое-кто в молдавском МИДе, но не могут не понимать "политические" советники Президента Воронина.
Что же касается нахождения альтернативных российскому рынков сбыта для нашей винодельческой продукции - дело правильное, однако не одномоментное. Рынки завоевываются десятилетиями, а утрачиваются, как в нашем случае, благодаря неразумному поведению политиков и неадекватным оценкам ими международной ситуации за несколько месяцев. В частности, для нашей винодельческой и вообще сельскохозяйственной продукции на европейском рынке сельхозпродукции места в принципе нет, не только молдавским производителям, но и вновь вступившим в ЕС. И об этом следует прямо информировать население, а не заниматься демагогией в средствах массовой информации, ведя "информационные войны" с Россией, как это происходит в Молдове в последнее время. Политика, господа "политические советники", есть искусство реального, и она не любит наивных идеалистов и недоумков.
В отношении китайского рынка также не следует впадать в иллюзии. Во-первых, молдавские вина имеют положительный бренд в России, Белоруссии, на Украине, но не в Китае. Там это еще следует завоевать, а на это уйдут годы, если не десятилетия. Интересно спросить у инициаторов ухудшения отношений с Россией - согласны ли наши виноделы подождать лет 10 - 15, пока китайцы поймут вкус молдавского вина? Во-вторых, путь до Китая настолько далек, что себестоимость нашего солнечного продукта будет там значительно дороже, чем в России или Белоруссии.
В беседе с одним из аналитиков нашего центра по вопросу о молдавско-российском "винном кризисе" некий американский бизнесмен заявил буквально следующее: "В борьбе за рынки были развязаны две мировые войны, и надо быть просто полоумным, чтобы допустить уход с самого перспективного своего рынка лишь ради того, чтобы кто-то на Западе похвалил тебя и погладил по головке. Более того, на том же Западе только и ждут, чтобы молдаван изгнали с российского рынка, и тогда эту нишу немедленно заполнит продукция западных винных фирм. В политике и экономике, господа, - продолжил наш собеседник, - как за шахматной доской, следует предвидеть ходы партнера и понимать, что на тот или иной ход последует соответствующая реакция вашего визави. И если вы плохой игрок - не следует занимать место за шахматной доской".
Естественно, нам нечего было возразить американцу. И последнее в этом ряду: что, кроме собственной глупости, мешает нам завоевывать и другие рынки, сохраняя за собой имеющиеся? Другими словами, не будьте наивны, если желаете и далее оставаться в политике. Следует постоянно помнить, что на международной арене ситуация диктуется государственными интересами и соотношением сил. И нечего жаловаться, что кто-то из партнеров делает не то, чего тебе хочется. Следует учитывать все интересы и в этом множестве уметь находить выходы для защиты собственных. А плохому танцору...
Таким образом, у нас есть возможность в ходе политических переговоров с кремлевским руководством взамен учета законных российских интересов на территории нашей республики добиться исключительных для себя результатов: получения самого благоприятного режима в торговле с Российской Федерацией как для экспорта нашей продукции, так и в вопросе об импорте энергоресурсов (для этого, к счастью, мы получили еще три месяца на раздумье). И наоборот, лишь твердолобая, "патриотичная", а на самом деле безвольная и неразумная позиция в данном вопросе, ужесточает и экономическую политику российского правительства в отношении Молдовы.
В. Воронин не раз говорил о необходимости серьезного улучшения молдавско-российских отношений. Он также вполне справедливо отмечал, что решение приднестровского вопроса может иметь место только при самом активном участии Российской Федерации в этом процессе. Только Россия способна сломить приднестровский сепаратизм. Это предопределено полной военной, экономической, политической зависимостью Тирасполя от Москвы и пророссийской ориентацией почти всего населения региона. Поэтому, если в Кремле сочтут, что РФ выгодно ликвидировать этот очаг сепаратизма, это, надо думать, будет сделано относительно быстро и безболезненно. Но это произойдет лишь в том случае, если российское руководство будет абсолютно уверенно, что будущая единая и неделимая Молдова станет надежным и долговременным партнером России как в оборонной сфере, так и в международной политике.
На этом фоне далеко не все предложения президента В. Ющенко по приднестровской проблеме, с нашей точки зрения, реалистичны. Так, первые три пункта, касающиеся демократизации Приднестровского региона, представляются абсолютно утопичными, так как эти меры предлагается осуществить смирновскому режиму. В этом смысле, если предположить, что сепаратисты пожелают и смогут выполнить все ожидания украинского президента, это означало бы повторение рекорда библейского верблюда, пролезшего через игольное ушко. Таким образом, для решения приднестровского вопроса вначале необходимо сместить сепаратистский режим. Однако это, как мы уже отмечали, может сделать только Россия. Но и в этом случае (такого рода предположение является чисто гипотетическим) при сохранении нынешнего (практически враждебного) состояния молдавско-российских отношений даже самые свободные выборы под международным контролем дадут самый неблагоприятный результат для молдавской стороны - население левого берега Днестра никогда не проголосует за возврат в состав государства, руководство которого проводит антироссийский курс.
Тем не менее, как уже отмечали аналитики Центра стратегического анализа и прогноза, развитие событий по благоприятному для восстановления территориального единства сценарию возможно, но только при одном условии - молдавскому руководству следует самым серьезным образом скорректировать внешнеполитический курс Республики Молдова. Однако реализовать такое возможно только с другой командой, разрабатывающей и проводящей внешнюю политику страны. Другими словами, президенту необходимо сменить ряд высокопоставленных чиновников, определяющих внешнеполитический курс республики, и в первую очередь министра иностранных дел г-на А. Стратана, человека не только крайне антироссийски ориентированного и полностью дискредитированного в глазах Москвы, но и с исключительно низким интеллектуальным уровнем. Этот вывод верен и в отношении некоторых президентских советников - "политических" или, если хотите, "для особых поручений", заведших республику в болото.
Естественно, что на место освобожденных должны прийти такие люди, которые сумеют резко улучшить отношения Молдовы с Российской Федерацией, сохранив при этом все положительное, достигнутое в последние годы во взаимоотношениях с Западом, с которым нам также нужны хорошие отношения. Внешняя политика Республики Молдова должна оставаться только многовекторной. Односторонняя внешнеполитическая ориентация контрпродуктивна для нашей страны. А разрыв связей с Россией является гибельным для молдавской государственности. В сложившихся конкретных условиях альтернативой предлагаемому курсу может быть лишь исчезновение Республики Молдова как независимого государства или в лучшем случае ее прозябание и дальнейшее отставание в своем развитии. В этом и состоит дилемма для политического руководства Молдовы - в нахождении точки равновесия между интересами Востока и Запада и реализации на этом пути своих национальных интересов по реинтеграции страны.
Кому же может быть плохо от предлагаемого? Разве лишь противникам молдавской государственности, давно списавшим левый берег с "баланса" республики. В неофициальных беседах они совсем не стесняются признавать это. Какова же логика этих господ? Они говорят: "Черт с ним, с этим Приднестровьем, признавать его независимость не будем, но и восстановить единство республики невозможно (типичные рассуждения политиков-дилетантов, считающих, что если они не знают решения, то эта задача в принципе неразрешима). А так как Молдова в качестве самостоятельного государства существовать не может (тот же дилетантизм - если у них, у "самых умных", не получилось ничего путного, значит, ни у кого больше получиться не может), "правый берег" присоединим к Румынии и все дела"! От этой "логики" несет политическим маразмом, но, к счастью, такая перспектива совсем не устраивает большинство молдаван. Она возможна лишь в результате жестокого насилия над подавляющим большинством народа.
Вопрос же о вступлении Молдовы в Евросоюз может стать реальностью не ранее чем лет через пятнадцать-двадцать. Что касается отношений с Россией, Белоруссией и другими странами СНГ (рассматриваем такой вариант также лишь гипотетически), есть резон сделать небольшое пояснение - имея безусловную экономическую, политическую, духовную сущность, данный союз является не в меньшей степени (если не в большей) и военно-стратегическим. Экономика и геостратегия неразрывны: у этих двух стран общее оборонительное пространство, тесно скоординированная внешняя политика. России союз с Белоруссией жизненно важен для ее "выдвижения" на Запад. Более того, без этого данный союз был бы немыслим. Именно данное обстоятельство может стать главным аргументом (но далеко не единственным) Кремля для превращения Союза Россия - Белоруссия в "треугольник" Белоруссия - Россия - Молдова. Выдвижение России и на юго-запад является для нее основным стимулом для образования "треугольника", что следует трезво понимать. Если мы желаем восстановить единство своей страны, ускорить ее выход из тяжелейшего экономического хаоса, нам необходимо осознать главное - за это следует платить, и платить, именно учитывая российские интересы на нашей земле. Но то, что заплатит нам Россия, несравненно больше, - это целостность РМ и ее более скорый выход из экономического кризиса.
Предвидим многочисленные возражения по поводу того, что и сама РФ переживает тяжелые времена в экономике, поэтому ей особенно нечем нам помочь. Не вдаваясь в подробности, ответим кратко: да, это так, но ее шансы выбраться из "ямы" значительно лучше наших, и за последние пять лет уже есть серьезные признаки этого. И во-вторых, лишь одно решение вопроса о российском рынке для молдавских экспортеров и проблемы энергоресурсов для Молдовы даст возможность резко улучшить наше экономическое положение в целом и внешнеторговый баланс в частности. Само собой разумеется, что восстановление территориальной целостности республики также послужит дополнительным стимулом для ее экономического возрождения. Так что это прямой путь к укреплению независимости нашей страны.
Естественно, что вся предлагаемая программа не должна быть осуществлена во вред нашим отношениям с другими странами, не должна препятствовать процессам европейской интеграции и возможному вступлению в обозримом будущем нашей республики в общеевропейские структуры. Хотя такая перспектива для нас еще не близка и маловероятно, чтобы хронологически Молдова вступила, например, в ЕС раньше России. Так что и с этой точки зрения в ближайшее время и после вступления Молдовы в ЕС отношения с РФ будут оставаться для нашей республики приоритетными.
Однако противники предлагаемой концепции утверждают, что таким образом мы разорвем связи с Западом, который от нас откажется. На это ответим так: если Запад не порвет с Россией (такое предположение очень близоруко, так как его нормальные отношения с РФ не просто выгодны, но и крайне необходимы), он не порвет и с нами. Возможно, мы не сможем больше получать "из-за бугра" кредиты. Но за все эти годы кредиты (к тому же разворованные) лишь стимулировали развал внутреннего рынка, разорение сельского хозяйства и деиндустриализацию, атрофирование пока еще живых предприятий, поощрили коррупцию в высших эшелонах власти, породили паразитические ожидания подачек из-за рубежа у нашей компрадорской "элиты", способствовали тотальному разграблению национального достояния республики. В то же время практически отсутствовали серьезные иностранные (не говоря уже об отечественных) инвестиции в нашу экономику и одной из главнейших причин этого являлся территориальный раскол Молдовы, стимулировавший, в свою очередь, остальные негативные явления.
Если мы решим приднестровский вопрос и наведем демократический, законный порядок в обществе, будут и инвестиции. Для них "всего лишь" требуется создать нормальный экономический, политический и юридический климат. Китай - лучший тому пример. Главной помехой этому могут стать лишь наша непрактичность и неразумность.
Трудно предположить, что же может перевесить предполагаемые выгоды в результате реализации предлагаемой концепции. Разве что "многомиллиардные" инвестиции США и ЕС в экономику Молдовы и ее "скорейший прием" в ЕС. Это сделает нас максимально привлекательными для приднестровцев и можно будет без посторонней помощи эффективно решать вопрос восстановления единства республики, так как вчерашние сепаратисты, "признав свои ошибки, станут слезно просить нас принять их обратно в лоно родины-матери". На сегодняшний день это сказка, в которую не верят даже дети. Но даже если предположить, что такое станет возможным, то и тогда отношения с Россией будут для нас не менее важны, чем сегодня, так как главным рынком сбыта нашей продукции еще долгие и долгие годы будет оставаться именно российский рынок.
Другими словами, всем следует понимать, что не может быть экономики без соответствующего политического курса. Нельзя осуществлять антироссийскую политическую линию и пользоваться российскими ресурсами и российским рынком на льготных условиях. Если Молдова желает развиваться, она нуждается в смене ошибочного и нереалистичного внешнеполитического курса. Пока еще не пройдена точка возврата на этом пути.