"ПРИЧИНА РОСТА ЦЕН НА ЖИЛЫЕ И НЕЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(Г.А. Лобанов)
("Юридический мир", 2006, N 12)
09.11.2006
"Юридический мир", 2006, N 12
ЛОБАНОВ Г.А.
ПРИЧИНА РОСТА ЦЕН НА ЖИЛЫЕ И НЕЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
В Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Г.А. ЛОБАНОВ
Лобанов Г.А., журналист.
Рост цен на жилье в г. Москве стремится к бесконечности, как говорится, "маразм крепчает по экспоненте", однако не всегда ясно, за счет чего возрастает стоимость жилых и нежилых зданий/строений/помещений. Я попытаюсь назвать одну из возможных причин раскручивания роста цен на жилье и "нежилье".
Итак, в соответствии с п. 1 Постановления Региональной энергетической комиссии г. Москвы от 15 августа 2006 г. N 28 "Об установлении размеров платы за технологическое присоединение потребителей к распределительным электрическим сетям ОАО "Московская городская электросетевая компания" на территории г. Москвы с 1 октября 2006 г. установлены, безусловно, завышенные размеры платы за технологическое присоединение юридических лиц к распределительным сетям, величина которой приводится в следующей таблице.
Уровень напряженияВеличина мощности,кВт Размер платы,руб./кВт Среднее напряжение(6 - 20 кВ) более 750 39218,97 от 100 до 750 39218,97 Низкое напряжение (менее 1 кВ) свыше 30 45094,97 до 30 45094,97
Процедура определения платы за технологическое присоединение была разработана Федеральной службой по тарифам. Так, согласно п. 9 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 15 февраля 2005 г. N 22-э/5, для расчета размера платы за технологическое присоединение должны учитываться расходы на выполнение сетевой организацией следующих работ:
- подготовка и выдача технических условий (далее - ТУ) в соответствии с заявкой заявителя;
- проверка выполнения технических условий заявителя и составление акта о технологическом присоединении;
- выполнение технических условий со стороны сетевой организации;
- фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства в электрической сети.
При этом размер платы за технологическое присоединение (СП) рассчитывается по формуле (п. 14 упомянутых Методических указаний):
СП = РП x (1 + Кп), руб.
где:
РП - сумма расходов на проведение работ, указанных в п. 9 упомянутых Методических указаний;
Кп - коэффициент рентабельности работ, указанных в п. 9 упомянутых Методических указаний в размере, не превышающем прогнозируемый на текущий год уровень инфляции, но не ниже значения, равного 0,03.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" уровень инфляции составляет 7,0 - 8,5% (декабрь 2006 г. к декабрю 2005 г.).
Следовательно, Региональная энергетическая комиссия г. Москвы должна была определять плату за технологическое присоединение с учетом уровня инфляции по следующей по формуле:
СП = РП x (1 + 0,085), руб.
Если закладывать в указанную формулу в качестве нормы прибыли сетевой организации лишь процент инфляции - значит, работать без прибыли или себе в убыток.
Безусловно, ни одна коммерческая сетевая организация не может и не будет работать себе в убыток, следовательно, Региональная энергетическая комиссия г. Москвы заведомо завысила ставку платы за технологическое присоединение, необоснованно завысив РП - затраты на проведение работ по технологическому присоединению к электросети.
Это означает, что действия должностного лица, подписавшего Постановление от 15 августа 2006 г. N 28 Региональной энергетической комиссии г. Москвы "Об установлении размеров платы за технологическое присоединение потребителей к распределительным электрическим сетям ОАО "Московская городская электросетевая компания", подпадают под признаки состава уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 330 Уголовного кодекса Российской Федерации "Самоуправство".
Поскольку рассчитанная с учетом указанной выше формулы ставка платы за технологическое присоединение необоснованно завышена, то, следовательно, размер платы в договоре с сетевой организацией за выполнение мероприятий по технологическому присоединению также будет завышен (п. 11 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861).
Следовательно, сделки с явно завышенной ценой подпадают под налоговый контроль. Так, согласно п. 3 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены, исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
В нашем случае, напомню, сетевая организация должна выполнить следующие работы:
- подготовка и выдача технических условий (далее - ТУ) в соответствии с заявкой заявителя;
- проверка выполнения технических условий заявителя и составление акта о технологическом присоединении;
- выполнение технических условий со стороны сетевой организации;
- фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства в электрической сети.
При этом упомянутые подрядные работы могут быть оценены в каждой конкретной ситуации независимо от ставки платы за технологическое присоединение. И если затем мы посчитаем плату за технологическое присоединение, но уже с учетом ставки платы за технологическое присоединение, рассчитанной по Методическим указаниям, то легко убедимся, что цена платы за технологическое присоединение с использованием указанной ставки гораздо выше, поэтому у налогового органа возникнут законные основания по применению приведенных выше положений п. 3 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации.
В данном случае Правительство России, проще же ничего не делать, уклонилось от нормативного регулирования такого важного вопроса, как плата за технологическое присоединение к электрическим сетям. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливают порядок определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Поскольку Правительство России "не захотело", то упомянутые выше Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям были разработаны и утверждены Приказом Федеральной службы по тарифам от 15 февраля 2005 г. N 22-э/5, в соответствии с которыми указанная плата устанавливается в зависимости от мощности технологического присоединения.
Вполне очевидно, что разработанная методика расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям является ошибочной.
Стоимость необходимых работ по присоединению электропотребителя - юридического лица, указанных в п. 9 упомянутых Методических указаний, может быть рассчитана, как уже упоминалось, безо всяких ставок, как обычные подрядные работы. В противном случае, используя Методические указания, мы легко доходим до абсурда. Приведу пример. Допустим, два юридических лица строят рядом два одинаковых многофункциональных торговых центра - у них одни и те же технические условия по присоединению к электросети: один и тот же (марка) трансформатор, одни и те же провода по длине и сечению и т.п., но из них тот заплатит больше за присоединение, которому нужно больше кВт мощности. Согласитесь, такой идиотизм возможен только в России, но он выгоден заинтересованным должностным лицам. В нашем случае ставка платы за технологическое присоединение (в рублях за киловатт необходимой электрической мощности) является, по сути, экономически необоснованным повышающим коэффициентом, устанавливаемым региональными чиновниками по своему усмотрению.
Возможно, Правительству России следует уже своим постановлением, как это предписано законом, установить порядок определения платы за технологическое присоединение юридических и физических лиц к электрическим сетям. Если оно этого не сделает, то ему не избежать голодовок и, может быть, смертей наших граждан на пресловутых "горбатых мостах".
Московская область немного поскромней москвичей, при тех же самоуправных подходах, изложенных выше, распоряжением Председателя Энергетического комитета Московской области от 29 мая 2006 г. N 14/05-06 "Об утверждении Протокола Правления Энергетического комитета Московской области" были установлены физическим и юридическим лицам за технологическое присоединение электрических установок к электрическим сетям ОАО "Московская областная электросетевая компания" следующие ставки.
руб./кВт, включая НДС
НаименованиеПлата за технологическое присоединение мощности до 30 кВтот 30 до 100 кВтНапряжение 0,4 кВ 12972 12717
НаименованиеПлата за технологическое присоединение мощности до 100 кВтот 100 - 750кВт более 750 кВтНапряжение 6 - 10 кВ 11983 11559 10570
Указанные выше обстоятельства, касающиеся определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, безусловно, влекут удорожание стоимости жилья, что, конечно же, сильно тормозит реализацию федерального социального проекта о доступном жилье, да и других проектов, связанных с потреблением электроэнергии. Перекачивание денежных средств в Московский регион в качестве платы за работы по энергоприсоединению, которые не соответствуют их рыночной стоимости, уменьшают инвестиционные возможности других регионов, что приводит к перекосам экономического развития регионов и в итоге подталкивает Центральный банк РФ к дополнительной эмиссии денежных средств, не соответствующих стоимости произведенных в стране товаров, работ, услуг.
Я полагаю, что Правительство России, Федеральная налоговая служба России, Генеральная прокуратура России смогут ответить на вопрос: "Что делать?"
|
|